Страницы сайта

На этой странице:

Питание для детей и его функции

питание детей 2Питание является физиологической потребностью организма. Оно необходимо как для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, так и поступления веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов и жизнедеятельности. Питание — это очень сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ.

Основные пищевые вещества — это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Эти пищевые вещества называют также питательным, учитывая их главенствующее значение в жизнедеятельности организма и отграничивая их от натуральных, входящих в состав пищи, веществ, вкусовых, ароматических и т. д.

К незаменимым пищевым веществам, которые не образуются в организме или образуются в недостаточном количестве, относятся белки, некоторые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и вода. Поступление с пищей незаменимых пищевых веществ является обязательным.

К заменимым пищевым веществам относятся жиры и углеводы, которые также необходимы в питании. При дефиците этих веществ в организме на их образование расходуются другие питательные вещества и нарушаются обменные процессы.

Усвоение пищи начинается с ее переваривания в пищеварительном тракте, продолжается при всасывании пищевых веществ в кровь и лимфу и заканчивается усвоением пищевых веществ клетками и тканями организма. В ходе переваривания пищи под воздействием ферментов органов пищеварения (главным образом желудка, поджелудочшй железы, тонкой кишки) белки расщепляются до аминокислот, жиры — до жирных кислот и глицерина, усвояемые углеводы — до фруктозы, галактозы. Эти простейшие составные части пищевых веществ всасываются из тонкой кишки в кровь и лимфу, с которыми разносятся по всем тканям и органам. Непереваренная пища поступает в толстую кишку, образуя каловые массы.

Усвояемость пищи понимается как степень использования содержащихся в ней пищевых (питательных) веществ организмом и зависит от их способности всасываться из желудочно-кишечного тракта. Коэффициенты усвояемости пищевых веществ зависят от особенностей входящих в рацион продуктов, способов их кулинарной обработки и состояния органов пищеварения. При смешанном (состоящем из животных и растительных продуктов) питании коэффициент белков составляет в среднем 84,5 %, жиров — 94 %, углеводов — 95 %. Эти коэффициенты используются при расчетах питательной ценности отдельных блюд и пищевого рациона в целом (пищевой рацион — состав и количество пищевых продуктов, используемых в течение суток). Различными методами кулинарной обработки можно целенаправленно изменить усвояемость и удобоваримость пищи.

Следовательно, рациональное питание — это физиологически полноценное питание с учетом пола, возраста, характера двигательной активности ребенка и др. Оно способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной активности, в последующем — высокой работоспособности и долголетию.

Для хорошего усвоения пищи и жизнедеятельности необходимо сбалансированное питание, то есть снабжение организма всеми питательными веществами в определенных соотношениях между собой. Особое значение придается сбалансированности незаменимых составляющих частей пищи, которых насчитывается более 50.

Энергетическая ценность питания и суточная потребность в энергии зависит от суточных энергетических затрат (энергозатрат), которые питание детей 3складываются из расхода энергии на основной обмен, усвоение пищи, физическую, нервно-мышечную деятельность.

Пища является единственным источником жизненно важных веществ: белков, жиров и углеводов, минеральных веществ, витаминов и микроэлементов, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Из продуктов расщепления пищевых веществ путем сложных химических превращений в организме происходит непрерывный синтез белков и белковых веществ, липидов, углеводов, минеральных и других комплексных соединений, необходимых для обеспечения стабильности и обновления морфологических структур, образования функционально активных соединений — ферментов, гормонов.

Для осуществления процессов синтеза необходим постоянный приток энергии. Обмен энергии — одно из главных проявлений жизнедеятельности, благодаря которому осуществляется рост и развитие, обеспечивается высокая упорядоченность обменных процессов и функциональная организованность биологических систем. Организм получает необходимую ему энергию, образующуюся при расщеплении поступающих с пищей углеводов и жиров, в меньшей степени белков, которые используются в растущем организме, главным образом для пластических целей.

Чем младше ребенок, тем больший приток энергии требуется для покрытия энергетических затрат, связанных с его интенсивным ростом, развитием, обменом веществ и поддержанием оснрвных жизненных функций. Вследствие функциональной незрелости нервной системы и ряда других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов, растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных пищевых веществ изменением важнейших функций — нарушением физического и психического развития, расстройством деятельности органов, несущих основную функциональную нагрузку по обеспечению гомеостаза, ослаблением естественного и приобретенного иммунитета.

Поэтому питание должно соответствовать по составу, количеству и качеству всех компонентов — белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и витаминов — возрастным физиологическим потребностям детского организма.

Задача относительно простая, но очень ответственная. Родителям нужно хорошо знать, каковы сегодня требования, предъявляемые к количеству, качеству и гигиене питания.

Чтобы вырастить ребенка здоровым, необходимо строить питание на научных основах, соблюдая правила рационального, сбалансированного питания. Недостатки в организации правильного питания детей обусловлены, главным образом, неосведомленностью родителей и обслуживающего персонала детских ДДУ в вопросах состава пищи, рационального использования продуктов и приготовления блюд.

Все результаты научных изысканий отечественных и зарубежных авторов убеждают в необходимости пересмотра существовавших до сих пор величин потребностей детей в пищевых веществах и энергии с учетом современных условий жизни и разработки новых научных рекомендаций по количеству пищевых факторов и детализированных в возрастном аспекте. Постоянно совершенствуются методические подходы в оценке потребности в пищевых веществах и энергии.

Недостаточное или избыточное питание в первые месяцы жизни рассматривают как фактор риска в возникновении эндокринной и нервной патологии, аллергии, ожирения, атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертензионного синдрома, заболеваний органов пищеварительной системы и др.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных групп детского населения разрабатываются и утверждаются государственными институтами. Особого внимания родителей заслуживают определение физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей, начиная с периода новорожденности и до 6 лет. Рассмотрим рекомендованные гигиенические обоснования пищевых потребностей здоровых детей.

Разное